24. Здесь рассказывается о неких
заговорщиках
Сегодня
Хусейн находился в кругу своих истинных друзей. Сегодня, как ему казалось, мог
дать полную волю своим словам и усладить слух свой правильными речами.
Началось с
того, что неистовый Хусейн заявил, как и там, у Али эбнэ Хасана, что намерен
убить подлого совратителя хакима Омара эбнэ Ибрахима. Того самого, который
ведает обсерваторией, что за рекою Зайендеруд, и который, по слухам, является
надимом его величества.
Наверное,
это небольшое сборище можно было бы назвать шайкой. Однако все дело в том, что
цели, которые ставились и обсуждались здесь, нравились кой‑кому. Поэтому слово
«шайка» не совсем точно в данном случае. Эти молодые люди представляли собою
самое крайнее крыло исмаилитов. Были они особенно нетерпеливы и беспощадны.
Даже сам Хасан Саббах осуждал таких.
Когда Хусейн
произнес имя хакима, хмурый волосатый молодой человек по кличке Тыква спросил:
– За
что ты хочешь наказать его?
– Он
отбил у меня любимую. Купил. Любимую Эльпи. Румийку.
У Тыквы была
большая голова и брови нависали над глазами, словно козырек над входной дверью,
и глаза были округлы и хищны, как у филина. А лицом был рыж и угрист. Он криво
усмехнулся.
– А как
же еще отбивают женщин? Ясно же – деньгами.
– Нет, –
возразил Хусейн, – не просто мошной, а нагло, хорошо зная, что она моя.
– Если
твоя, бери ее, – резонно посоветовал Тыква.
– Это
не так‑то просто, – сказал Хусейн.
– Почему?
– Потому
что хаким держит ее на запоре.
Двое
головорезов по кличке Пловец и Птицелов поддержали Хусейна: уж очень не
терпелось им перерезать кому‑нибудь горло. А вот Джафар эбнэ Джафар, не
желавший скрываться под кличкой, сказал, что есть у него свое особое мнение.
Это был сухощавый молодой человек. Глаза у него навыкате. Лоб не по годам
морщинист. Приплюснутый нос и большие жилистые руки со вздувшимися венами.
Он сказал,
что противно слушать слова Хусейна. Про какую‑то там шлюху и ее престарелого
любовника. На протестующий жест меджнуна он ответил испепеляющим взглядом. «Это
еще что?! – говорил его взгляд. – Что за благоглупости в это
тревожное время? Разве перевелись женщины? Разве свет сошелся клином на какой‑то
Эльпи? Затевать глупую ссору из‑за румийки? Да пусть будет даже ихняя богиня!»
– Не
будем морочить друг другу голову, – хрипло произнес Джафар эбнэ
Джафар. – Лучше займемся настоящим делом.
Его отец был
великолепным чеканщиком. Да и сам Джафар неплохо чеканил по меди и железу. Но
больше помогал отцу. Самому было недосуг – его занимало кое‑что поважнее. Его
знали в тайных кругах исфаханских исмаилитов как человека крайних действий.
Поэтому можно было понять Джафара эбнэ Джафара, когда он осадил меджнуна. Что
такое меджнун в его глазах? Недотепа, несмышленыш, кобель. Вот кто меджнун! И
он все это высказал в самой резкой форме Хусейну и своим друзьям.
Джафар
вытащил из‑за пояса кривой дамасский нож и всадил его в земляной пол. По
рукоять.
– Тот,
кто разгласит наши разговоры, получит этот нож. По самую рукоятку, –
мрачно заявил он.
Впрочем, это
была обычная угроза исмаилитов на их сходках. Надо отдать должное: свое слово
они держали. Будь это брат их или отец, приговор приводился в исполнение. Таким
образом поддерживалась дисциплина в их немногочисленных рядах и обеспечивалась
сохранность тайны. Соглядатаи Малик‑шаха и его главного визиря не всегда
улавливали подспудные действия исмаилитов, и слухи об их коварстве и
жестокостях вызывали недоверие. Между тем все шло своим чередом: исмаилиты
тайно собирались, тайно обсуждали свои действия, тайно грозили султану и его
главному визирю.
Джафар эбнэ
Джафар обратился к Хусейну с таким вопросом:
– Что
сейчас самое главное в твоей жизни?
– Эльпи, –
не задумываясь, ответил тот.
Джафар
сделался мрачнее тучи.
– Тыква,
вразуми его, – сказал он.
Тыква
проблеял несколько слов насчет того, что любовь в такое, как нынешнее, время
только помеха. У него был тонкий голос, и говорил он нараспев, опасаясь, чтобы
легкое заикание, которое порою возникало у него, не вызвало смех.
– Можно
подумать, – говорил Тыква, – что одна румийка, какая бы раскрасавица
ни была она, заменит тебе солнце и луну. Но это совсем не так! Слышишь, Хусейн?
Давай доведем свои замыслы до конца, и тогда не только румийка, но и весь Кипр
будут ползать у твоих ног. Слышишь, Хусейн?
А Хусейн
сделался как чурбан: сидит не дышит, не шевелит ни единым пальцем, застыл как
неживой. Он, наверное, не ожидал такого приема у друзей. Он к ним со своими
горестями, а они окатили холодной водой. Плюнуть на все и удалиться? Но как
жить без друзей, с которыми обменялся клятвой и каплями крови?
– Поймите,
я вроде бы убитый, – пробормотал Хусейн. – И от чьих рук? От руки
этого ученого звездочета. Он издевается над нею и надо мною, у меня уйма
друзей, а я, значит, вытираю мокрые глаза и остаюсь с позором? Так, что ли?
Тыква и
Пловец хотели было успокоить его, но Джафар эбнэ Джафар с присущей ему прямотой
сказал:
– Да,
да! Просто‑напросто утираешься. Рукавом. Как после плевка. Это тебе понятно?
Хусейн
скорбно молчал.
– Если
непонятно, – продолжал Джафар, – слушай меня. И запоминай каждое
слово. А эту шлюху выкинь из головы. Мы в этом поможем.
Пловец и
Тыква согласно закивали головами.
– Значит,
так…
Джафар
прислушался: все ли спокойно? Поманил своих друзей поближе к себе, а нож
воткнул еще глубже, на самую малость, ибо он и так уже вонзился по рукоятку.
– Он… –
Джафар поднял указательный палец кверху, – он сказал, что время
действовать. Может, этой ночью, а может…
– Действовать
кому? – спросил Хусейн, все еще пребывая в подавленном состоянии.
– И
тебе тоже! – рявкнул Джафар. – Проснись, Хусейн! Ты понял меня?
Хусейн
горестно вздохнул. Он сделал вид, что понял все. А на самом деле перед его
глазами как живая стояла Эльпи. Он видел только ее, а голос Джафара доносился
откуда‑то издалека.
Джафар
схватился за голову, словно опасался, что она вот‑вот лопнет. И, раскачиваясь
из стороны в сторону, говорил:
– Жизнь
наша подходит к черте. Шла она по одному руслу, а теперь пойдет по другому. Что
сказано в священной Книге? «Он – тот, кто сотворил небеса и землю в истине;
в тот день Он скажет: «Будь!» – и она бывает». Вы слышите меня?
Да, друзья
слышали. Даже Хусейн. Особенно поправилось ему слово «будь!». И он выпрямился,
сутулость его пропала, он взял чашу и выпил вина и запил водою. «Будь!» Он
посмотрел на нож, глубоко сидящий в земле, и кое‑что отметил про себя. Ведь
подобный нож может пребывать не только в земле. Есть место и в груди. В чьей‑нибудь
отвратительной груди!
А между тем
Джафар эбнэ Джафар, глубоко убежденный в своих словах, говорил далее:
– В
каждом из нас течет кровь, и каждый из нас есть сын своей земли. И над нами –
сила священной Книги. Но не та сила, которую пытаются изобразить суннитские
муфтии, а сила истинная, которая правит всеми нами и руководит нашими
помыслами. Разве свобода не есть порождение учения пророков? Разве Исмаил жил
не для того, чтобы сказать нам словами аллаха: «Будь!» Это не простое слово!..
Хусейн, о чем ты думаешь?
– О
слове «будь!», – не солгав, сказал Хусейн.
– Прекрасно! –
И Джафар продолжал свое: – Я говорил с ним. Я имею в виду вождя нашего. Его
беседа была столь же живительна, сколь мила вода Зайендеруда для пустынной
земли Исфахана. Он спросил: «Нет ли колебаний в рядах ваших?» И я ответил: нет!
Потому что это так. Или, может, я ошибаюсь?
Пловец
сказал грубым голосом землероба, грубым голосом человека, которого родила
земля:
– Нет,
ты не ошибаешься. И он не ошибается. У меня спрятано десять ножей из дамасской
стали. Я наточил кинжал, который ковали в Ширазе. Есть и исфаханские клинки.
Они не уступают дамасским! Это говорю я! Когда протрубит труба, я буду готов.
Со мною будут многие. Мы ждем только слова аллаха. Мы ждем этого «будь!».
А потом они
мирно ели ломти тонкого хлеба и запивали вином и водою. А потом еще долго
молчали. А у бедного меджнуна все кипело в груди. Как в казане, поставленном на
жаркий огонь. Он сказал себе, что будет ждать этого сигнала: «Будь!» Он
дождется его. И сделает по слову этому…
Джафар эбнэ
Джафар перешел далее к спокойному, но строгому суждению.
Его родители
жили в горах Эльбурса, они были далеко и высоко. Только он один, отщепенец в
роду, отбился от рук, уехал из родных мест и посвятил себя священной борьбе за
дело Исмаила. Ибо оно казалось ему главным в жизни. И не только своей, но и в
жизни всех людей на свете. Это же ясно: что самое важное? Свобода. Что более
всего необходимо человеку? Земля. Чего жаждет всю жизнь крестьянин в пустыне?
Воды. Каким же образом можно добиться этого? Через покорность? Покоряясь аллаху
и господину, Мухаммаду и султану с его визирями? Как бы не так! Что завещал
Исмаил?..
Друзья молча
слушают Джафара эбнэ Джафара. Почтительно. Не перебивая. Усваивая все сказанное
им. Хотя все это не раз слышали от Джафара и от других фанатиков‑исмаилитов.
– Вот
ты, – обращается Джафар к Хусейну, – души не чаешь в этой шлюхе.
Аллах с тобой! Люби кого хочешь! Тебе никто не мешает. Но вот что: ты полюбил
ее, она – тебя, а вместе вы рабы, живущие безо всякого просвета в жизни. Ты
понял?
– Да.
– Разве
это жизнь? Разве это любовь?
– Нет, –
отвечает Пловец вместо Хусейна.
– А
теперь представь себе: ты вполне свободен, она вполне свободна. Тобой никто не
помыкает. Ее никто не продает, как вещь. Ты можешь представить себе это?
– С
трудом, – говорит Хусейн.
– А
почему с трудом?
Хусейн не
знает. Пловец тоже. И Тыква тоже. Разные бывают люди: одни соображают быстро, а
другие тугодумы. Разве не так?
– Отчасти, –
возражает Джафар. – Отчасти, потому что привыкли к рабской жизни. – И
он поочередно тычет пальцем в грудь каждого из своих друзей.
Пловец
молчит. А Тыква согласно кивает головою.
Что же до
Хусейна, тот не может ответить на это однозначно, то есть словами «да» или
«нет».
Разъяренный
Джафар вскакивает с места. И грозится кулаками.
– Вы
истинные рабы! – орет он в неистовстве. – Потому что даже здесь не
смеете открыто признаться в этом. А чего, собственно, боитесь? Доноса? Но кто
из нас донесет? Неужели я? Неужели Тыква? Или ты, Пловец? Или сумасшедший
меджнун? Кто? Я спрашиваю!
Хусейн
говорит:
– Надо
разобраться. Я, к примеру, посылаю к шайтану любого, кто вознамерится понукать
мною. Я не разрешу, слышите?
Джафар
хохочет. И хохоча говорит:
– Несчастный,
ты раб давно! Давным‑давно! От рождения. И незачем скрывать это. Ты раб не
только султана, но и своей собственной страсти. Ради пары спелых грудей ты
готов забыть о своем рабстве. Да, да, да! И не смей возражать!
Джафар стоит
изогнувшийся, точно тигр перед прыжком. А на кого, собственно, прыгать, кого
разрывать на части? Своих собственных друзей?
Хусейн
недовольно пожимает плечами и отламывает хлеб. Что спорить с этим одержимым?
Ясно же, одержимый!
– А
ты? – обращается Джафар к Пловцу. – Может, ты поговоришь с визирями?
Расскажешь, как тяжело ловить рыбу в Зайендеруде и кормить семью, а?
– Это
верно, очень трудно.
– Ведь
и слова не те! – зло говорит Джафар. – Слова должны жечь! А ты? Какие
слова исторгают твои вялые уста? Какие?
Пловец
пытается оправдаться:
– Я же
говорю… То есть я не говорю, что волен жить как хочется. И голод к тому же… И
всякое такое…
– По‑моему,
это называется нищенство.
– Может,
и так.
– Дураки! –
сердится Джафар. – Дураки! Вы ничему не научились. – Он нагибается,
хватает чашу, пьет ее до дна. Потом выдергивает нож из земли, левой рукой
подымает подушку, на которой сидел. – Глядите! Вот этот негодяй. Вы
знаете, кто он. Я даже не хочу называть его имя. Это противно! Мой язык не на
помойке найден, чтобы произносить ненавистные имена! Одним словом, вот он!
Джафар
высоко поднимает подушку, еще больше выкатывает глаза и вонзает нож в подушку.
Джафар подкидывает подушку к потолку. И сыплется пух. Много пуха. Словно бы
снег идет в горах Эльбурса.
– Видали? –
злорадно вопрошает Джафар.
Разумеется,
все видели. Это же нетрудно…
– Теперь
вы поняли, что все это значит?
Молчание.
– Вот
так, только так следует расправиться с теми, кто во дворце. Запомните это. Там,
а не в обсерватории главные наши враги. И так, только так надо разговаривать с
врагами!
Джафар
садится на место. С него катится пот. Дышит тяжело. И кажется, вовсе не
замечает пуха, который разносится по комнате.
– Я
очень зол, – признается Джафар эбнэ Джафар. И ни на кого не глядит.
Уткнулся взглядом в землю.
Хусейн
вылавливает пух из наполненной чаши. Его примеру следуют Пловец и Тыква.
– Выпить,
что ли? – улыбаясь, спрашивает Джафар, как будто ничего не случилось. И
уже совсем успокоившись: – Все произойдет по Писанию. Это слово, о котором я
говорил, скоро прозвучит и достигнет ваших ушей. И тогда важно, чтобы вы не
оплошали. – И обращаясь к Хусейну: – А потом ты найдешь возможность и
время рассчитаться с любимой за ее неверность. Надо начинать с главного. Ты
понял?
У Хусейна на
уме только одно: «Эльпи, Эльпи, Эльпи…»
– Учтите, –
предупреждает Джафар эбнэ Джафар, – кинжал имеет два лезвия. И оба они
острые.
Что это
значит? И друзья его переглядываются: не их ли касается угроза?
Комментариев нет:
Отправить комментарий